Даже квартиру в панельном доме можно обустроить так, чтобы не слышать ни соседских ссор, ни уличного шума. Необходимые технологии для этого есть. Впрочем, стоить это будет недешево, а квартира станет хуже приспособлена для жизни.
Тишина требует жертв
"Мы сразу предупреждаем, что звукоизоляция в квартире съест 10-15 см от каждой стены, после этого большинство потенциальных клиентов отваливается,— рассказывает начальник лаборатории акустики телецентра "Останкино" Владимир Сиводедов, параллельно подрабатывающий реализацией акустических проектов в строительстве.— В результате за год в лучшем случае два-три таких товарища набирается. Остальные предпочитают бороться с шумом в источнике — бить морду соседу".
Звукоизоляция покушается не только на полезную площадь. Придется еще поднять пол хотя бы на 6 см и пожертвовать примерно 15 см с потолка. Стоит ли удивляться, что застройщики пренебрегают защитой от шума. Ведь строительство ограничено по высоте, и экономя этот 21 см на перекрытиях, можно при стандартной высоте потолков 2,7 м получить дополнительный этаж уже в 14-этажном доме. Учитывая тот факт, что к звукоизоляции покупатели квартир обычно не придираются, никто не хочет терять таких денег. Поэтому-то у сталинских домов шумозащита хорошая, а у современных зданий обычно плохая.
Исходя из этой же сугубо экономической логики неизменно снижаются нормативы по толщине межквартирных и межкомнатных перегородок. По нынешним СНиПам первые могут быть 20 см толщиной, вторые — 10 см. Этого, безусловно, мало.
"Стандартные технологии подразумевают толщину стены в 51 см, слой шумоизолирующего утеплителя, поверх которого укладывается слой штукатурки и отделочный материал,— объясняет Дмитрий Котровский, управляющий по продажам жилого комплекса "Олимпийская деревня Новогорск".— Любое современное решение вопроса звукоизоляции приводит к увеличению стоимости квадратного метра".
В результате все, на чем сэкономили застройщики, жильцы, если хотят жить в тишине и покое, вынуждены делать сами. Тратя свои деньги (в среднем $800 за 1 кв. м) и теряя свои уже оплаченные квадратные метры.
Слоеный пирог
Звуко- и теплоизоляция материалов не всегда коррелируются друг с другом. Так, из традиционных строительных материалов лучше всего защищает от посторонних звуков кирпич. Возможно, этим и объясняется такая любовь владельцев загородных домов к этому "несовременному", тяжелому, дорогому и не лучшему с точки зрения сохранения тепла материалу. На последнем месте — современные, дешевые и хорошо держащие тепло пеноблоки. Промежуточное положение занимают брус и сэндвич-панели.
Так что с точки зрения защиты от шума лучше всего, конечно, было бы отделать квартиру изнутри кирпичом. Но кирпич дорог и тяжел, поэтому для улучшения акустической защиты готовой квартиры обычно используют специальные шумозащитные панели.
Зачастую застройщики и продавцы стройматериалов подразумевают под звукоизоляцией просто слой минерального утеплителя. Действительно, самые простые материалы для защиты от шума так и устроены. Например, отечественный термозвукоизол, представляющий собой слой стекловаты, обшитый с двух сторон стеклополотном — он в нем как одеяло в пододеяльнике. Но одним слоем тут не отделаться: для полноценной звукоизоляции слои такого материала придется чередовать с минеральной ватой и гипсокартоном. То есть одним защитным "одеялом" проблемы не решить.
Не каждый шумопоглощающий материал можно запросто упрятать под обои. Есть, например, специальные панели для звукозаписывающих студий и всевозможных аппаратных, для которых принципиально важна форма, а отдельную роль в поглощении шума играет перфорация.
А вот полноценные, готовые к установке панели для защиты от соседского шума, которые можно, ко всему прочему, убрать под обои, устроены сложнее. Они похожи на слоеный пирог, в котором твердые материалы (обычно — гипсокартон) чередуются с мягкими (в основном — минеральная вата). По несколько слоев того, по несколько слоев другого.
"Только слоистые конструкции можно приблизить по свойствам к кирпичу,— констатирует Владимир Сиводедов.— Идеальной же звукоизоляцией будет так называемая система "коробка в коробке"".
Речь идет о том, чтобы добавить ко всем звукозащитным слоям еще и слой воздуха. Дважды пройдя через границу двух сред, звук изрядно потеряет в громкости. Со стенами и потолком все более или менее понятно. А опорные балки пола кладут на пружины или толстые резиновые прокладки.
Не попасть в резонанс
Кстати, воздушная прослойка не соответствует принципу "чем больше — тем лучше". Есть четкие границы: не меньше 6 см воздуха и не больше 12 см.
"При меньшей прослойке работает эффект совпадения частот, при большей между внешней и внутренней панелями возникает резонанс,— объясняет Владимир Сиводедов.— В обоих случаях звук прекрасно передается".
По тому же принципу делают специальные акустические окна. Любой производитель пластиковых стеклопакетов упирает на их шумозащитные характеристики. Но настоящие звукоизоляционные окна устроены по-другому. Ведь очень важно, чтобы стекла не попадали в резонанс. Для этого в звукозаписывающих студиях стекла в пакете устанавливают не параллельно, как обычно, а под углом друг к другу. В быту такое окно не очень-то удобно. Поэтому для квартир используют другую конструкцию — стеклопакеты со стеклами разной толщины, опять же для избавления от резонанса.
Двери в защищенном от звука помещении тоже должны быть специальные. Во-первых, сама конструкция у них многослойная, внутри — минеральная вата. Кроме того, акустическая дверь прилегает к дверной коробке плотнее благодаря уступчатой форме притвора. В результате в такой конструкции не остается щелей.
Глушитель для трубы
Но окна, двери и несущие конструкции — это еще не все проводники шума. Важнейшую роль тут играют инженерные системы. Каждый знает, что с помощью отопительных труб можно перестукиваться с соседом через несколько этажей. Чтобы перекрыть этот источник, можно оборудовать трубы в том месте, где они входят в квартиру, так называемыми вибровставками. Это такие эластично соединенные конструкции, которые гасят передающиеся по трубам шум и вибрацию.
Другая акустическая проблема внутридомовой инженерии состоит в том, что неотъемлемой ее частью являются всевозможные насосы, которые сами производят немало шума. Строители решают эти проблемы по-разному. Программа минимум — вибровставки в трубах на выходе из насоса. Некоторые застройщики подходят к делу более капитально.
"При строительстве и вводе в эксплуатацию первого элитного дома в квартале на Ленинском проектировщики столкнулись с проблемой распространения структурного шума внутри монолитных домов,— рассказывает начальник отдела маркетинга ООО "Квартал Эстейт" Олег Исаев.— После этого наша компания уделяет большое внимание звукоизоляции. Был разработан типовой комплекс мероприятий по шумоизоляции для каждого вида технического шума. Индивидуальные тепловые пункты и насосные станции оборудуются "плавающими" полами (стяжка "не касается" пола), каждой установке готовится индивидуальный фундамент, а подвесной потолок крепится через виброгаситель. Внутри технических помещений выполняется дополнительная шумоизоляция коробов вентиляционных камер и систем дымоудаления".
Еще один серьезный источник шума — принудительная вентиляция. В домах, где она есть, приходится устанавливать на воздуховод специальные глушители, точнее, целые ряды таких глушителей, поскольку одного обычно бывает недостаточно. Состоит глушитель из двух трубок разного диаметра, вставленных одна в другую. Промежуток между ними заполнен уплотнителем из минеральной ваты. Меньшая трубка — собственно воздуховод — в этом месте изобилует отверстиями. Воздушный поток в этом глушителе расширяется, а шум поглощается ватой.
Звуки на природе
Конечно, в многоэтажке все эти меры по звукоизоляции насосов и котельных не забота жильца, а обязанность застройщика и управляющей компании. Но строя собственный дом, надо уделять особое внимание таким источникам шума. Вообще, у загородных домов в плане звукоизоляции есть ряд особенностей. Например, передача звука между этажами.
"Наша компания, например, обладает патентом на технологию Silence Zoom: эта технология позволяет почти в десять раз уменьшить звуковой и вибрационный шум, передаваемый со второго этажа на первый. Суть технологии в том, что пол второго этажа и потолок первого базируются на двух независимых системах балок. Кроме того, сами балки лежат на специальных резиновых прокладках, что уменьшает передачу конструкционного шума с балок на стены",— описывает один из вариантов решения этой проблемы Александр Дубовенко, директор по развитию инвестиционно-строительного холдинга "Гуд Вуд".
Зато за городом появляется еще один способ защититься от уличного шума — построить правильный забор. Правда, сделать это не так-то просто. Ведь для того, чтобы какая-то экранирующая конструкция защищала дом от звука, этот дом должен оказаться в ее звуковой тени. То есть для звуковых волн не должно быть прямого пути от источника шума к защищаемому зданию. Для стопроцентной защиты понадобится забор в полтора раза выше дома. При этом сам он должен быть полноценной звукозащитной конструкцией не меньше 10 см в толщину. Такая ограда не только портит вид из окна, но и влетает в копеечку.
Впрочем, все шумозащитные мероприятия, как мы уже убедились, удовольствие дорогое. Так что благодаря современным строительным материалам, алчным застройщикам и мягким СНиПам тишина в доме превратилась в предмет роскоши.
Источник: "КОММЕРСАНТ-ДОМ" приложение к газете "Коммерсант" от 23.06.2011