Плохая теплоизоляция зданий (жилых и промышленных) вызывает большие потери теплоэнергорсурсов и их перерасход. Теплопотери превышают нормативы в несколько раз. Например, по данным «Гринпис» в России теряется ежегодно более 40% вырабатываемой энергии. Применение волокнистых теплоизоляционных материалов позволяет сократить потери тепловой энергии в 2 раза.
На ЖКХ расходуется свыше 20% всех используемых энергоресурсов страны. Это в три раза больше, чем в европейских государствах. В странах Западной Европы и Скандинавии суммарный эффект экономии тепла в современных зданиях достигает 50-70% по сравнению со зданиями, построенными по устаревшим нормам середины ХХ века. Такая существенная экономия позволяет в течение нескольких лет окупать затраты от применения энергосберегающих технологий.
В строительном комплексе изоляционные изделия применяются для тепло- и звукоизоляции ограждающих конструкций жилых, общественных и производственных зданий, в конструкциях утепления наружных стен, каркасно-обшивных перегородок, полов по перекрытиям, скатных крыш.
В промышленном секторе изделия на основе базальтового волокна традиционно применяются:
- в электроэнергетике - для теплоизоляции оборудования тепловых электростанций, на объектах атомной энергетики, для изоляции трубопроводов, котлотурбинного оборудования, теплотрасс;
- для тепло- и гидроизоляции трубопроводов, воздуховодов и других инженерных коммуникаций зданий и сооружений, тепловых сетей, магистральных трубопроводов, объектов ЖКХ;
- в газодобывающей и газоперерабатывающей, химической, металлургической промышленности - для тепло- и гидроизоляции трубопроводов и других агрегатов, для защиты трубопроводов от почвенной коррозии;
- в авиа-, автомобиле-, судо- и машиностроении, в промышленном и гражданском строительстве - для тепло-, звукоизоляции конструкций.
Температура изолируемой поверхности - от -180° до +700°С.
По мнению специалистов основных фирм-производителей теплоизоляционных материалов, рынок ТИМ в России проходит сейчас стадию взрывного роста. Например, в 2002 г. объем рынка волокнистых утеплителей (теплоизоляции из каменной ваты и стекловолокна) составлял около 8,8 млн м3, в 2003 - 9,8 млн м3, в 2004 - 11,5 млн м3, а в 2005 г. – 14 млн м3. Постепенно соотношение спроса и предложения будет выравниваться, но при этом рынок будет продолжать расти. В настоящее время, по данным Компании URSA, общая емкость рынка ТИМ России составляет порядка 17 млн м3. По оценке службы маркетинга компании Rockwool Russia, к 2010 г. рынок только волокнистой теплоизоляции будет насчитывать
более 20 млн м3. Если учесть, что доля теплоизоляции на основе базальтового волокна в общем объеме ТИМ составляет 30-40%, а также использовать переводной коэффициент равный 1 т=40 м3, то получается, что емкость рынка базальтоволоконной изоляции к 2010 г. оценивается в 200 000 т.
Доля потребления ТИМ на душу населения в России фактически в десять раз меньше, чем в Финляндии или Норвегии, или в три раза ниже, чем в европейских странах, где климат мягче.
Среди причин огромного спроса на теплоизоляцию специалисты отмечают рост цен на энергоносители, а также ужесточение российских строительных норм и правил по показателю повышения энергоэффективности зданий и сооружений, снижения потерь тепловой энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве. К факторам роста спроса можно отнести и бурные темпы строительства зданий и сооружений, и необходимость реконструкции существующих. В России насчитывается около 3, 25 млрд м2 зданий, многие из которых требуют модернизации.
В 2005-2006 гг. около 80% рынка волокнистой теплоизоляции контролировали компании URSA, Isover и Rockwool, у которых есть собственные производства в России. По оценкам ООО «Сан-Гобэн Изовер», эта компания контролирует 15% российского рынка теплоизоляционных материалов, URSA - 23,9%, 7,6% принадлежит датской компании Rockwool.
В течение нескольких лет рост рынка теплоизоляционных материалов составлял 10-15% в год. В 2005-2006 гг. темпы роста замедлились и, по мнению экспертов ООО «УРСА Евразия», составили 8-10%. Связано это с проблемами в строительстве - основном потребителе ТИМ. Изменяется и структура потребления – увеличивается спрос на тяжелые и плотные материалы.
Кроме ТИМ, Россия представляет собой огромный рынок звукоизолирующих материалов. Бизнес в этом сегменте более профессионален и сложен, поэтому, в настоящее время, в России он пока находится на начальной стадии.
За исследуемый период наблюдается постоянный рост потребления теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна (рис. 17). В 2006 г. объем потребления вырос в 5,4 раза по сравнению с 2000 г.
Анализ баланса потребления показывает, что в настоящее время производственная база России не способна обеспечить спрос в теплоизоляционных материалах на основе базальтового волокна собственными силами (табл. 53). Доля производства в потреблении в 2006 г. составила 43%, а с учетом экспортных поставок – 28,1%. Импортная составляющая в потреблении колеблется на уровне 65-75%.
Рисунок 17.
Динамика потребления изделий
на основе базальтового волокна
в России в 2000-2006 гг.
Источник: экспертная оценка
Баланс потребления изделий на основе базальтового волокна в России в 2000-2006 гг., тыс. т
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
Производство* |
13,4 |
25,9 |
32,4 |
46,9 |
46,2 |
72,9 |
86,5 |
Экспорт |
4,8 |
5,6 |
9,2 |
8,7 |
13,1 |
21,0 |
30,4 |
Импорт |
28,3 |
39,5 |
46,7 |
65,6 |
135,6 |
138,9 |
143,9 |
Потребление* |
36,9 |
59,8 |
69,8 |
103,8 |
168,7 |
190,8 |
200,0 |
Таблица 53.
* - экспертная оценка Источник: на основе данных ФТС РФ и оценки производства
По структуре применения объем потребляемых в стране теплоизоляционных материалов можно разделить на две группы: общестроительная теплоизоляция и промышленная, предназначенная для теплоизоляции инженерных коммуникаций, нефте- и газотрубопроводов, теплообменников, вентиляционных и дымовых каналов, резервуаров и хранилищ, технологического оборудования и т. д. При этом основными потребителями промышленной теплоизоляции являются предприятия энергетики, нефтегазового комплекса, металлургической и химической промышленности и коммунального хозяйства.
Необходимо отметить, что до 90-х годов большая часть выпускаемых в России теплоизоляционных изделий была ориентирована именно на промышленную теплоизоляцию, а интересы жилищного строительства, особенно индивидуального, оставались на втором плане.
Сегодня ситуация с потреблением теплоизоляционных материалов существенно изменяется в сторону увеличения доли потребления общестроительной теплоизоляции.
По оценкам экспертов , на долю общестроительной теплоизоляции в настоящее время приходится 70-80% от общего объема потребления. Еще около 10% теплоизоляционных материалов используется для теплоизоляции инженерных коммуникаций, оставшаяся часть приходится на долю промышленной теплоизоляции.
Около 20% (33,1 тыс. т в 2006 г.) от объема потребления теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна доставляется до потребителей железнодорожным транспортом. В европейской части России поставки в основном осуществляются автомобильным транспортом. Основные потребители по данным ОАО «Российские железные дороги» представлены в табл. 54.
Основные потребители теплоизоляции на основе базальтового волокна в России в 2006 г., т
Таблица 54.
Потребитель |
Объем закупки, т |
Основной поставщик |
Основной закупаемый вид продукции |
---|---|---|---|
ОАО «Красноярскстройоптторг» (Красноярский край) |
1794 |
АКСИ, Тизол |
плиты, маты |
ООО «Техно-Николь-Иркутск» (Иркутская обл.) |
1660 |
АКСИ |
плиты |
ООО «Тюментрансгаз» (Ямало-Ненецкий АО) |
1517 |
АКСИ, Тизол |
плиты, маты |
ОАО «Сургутнефтегаз» (ХМАО) |
1212 |
Минплита |
плиты |
ООО «Фирма «Эргис Лтд.» (Республика Саха) |
1002 |
Базалит, АКСИ |
прочие изделия, плиты |
ООО «Эфес» (Свердловская обл.) |
936 |
Изорок |
плиты |
ООО «Кузнецкие металлоконструкции» (Кемеровская обл.) |
885 |
Минплита |
плиты |
ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (Свердловская обл.) |
684 |
Тизол |
маты |
ООО «ТД Авторесурс» (Красноярский край) |
659 |
АКСИ |
плиты |
ООО «Техно-Николь-Красноярск» (Красноярский край) |
627 |
АКСИ |
плиты |
Заполните форму и наш специалист позвонит вам в ближайшее время и ответит на все вопросы.
Потребитель |
Объем закупки, т |
Основной поставщик |
Основной закупаемый вид продукции |
---|---|---|---|
ЗАО «Уренгойпромгражданстрой» (Ямало-Ненецкий АО) |
615 |
АКСИ, Екатерин-бургский ЗТИ Термостепс |
плиты, маты |
ООО «Сервисная буровая компания» (ХМАО) |
600 |
АКСИ |
плиты |
ОАО «А-Т» (Иркутская обл.) |
594 |
Минвата |
плиты |
ООО «Сибскладсервис» (Новосибирская обл.) |
525 |
АКСИ |
плиты |
ООО «Профнастил» (Сахалинская обл.) |
421 |
Базалит |
прочие изделия |
ОАО «Комсомольская база МТС» (Хабаровский край) |
421 |
АКСИ |
плиты |
ЗАО «ТД «Ишаново» (Кемеровская обл.) |
420 |
АКСИ |
плиты |
ОАО «СУАЛ» (Иркутская обл.) |
408 |
Базалит |
прочие изделия |
РСТ «Югорскремстройгаз» (ХМАО) |
398 |
АКСИ, Тизол |
плиты, маты |
ООО «Теплоизоляция Плюс» (Удмуртская Респ.) |
396 |
Изорок |
плиты |
ОАО «Сургутгазстрой» (ХМАО) |
395 |
АКСИ, Тизол |
плиты, маты |
ОАО «Заудинская реалбаза» (Респ. Бурятия) |
377 |
АКСИ, Базалит |
плиты, прочие изделия |
ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» (Иркутская обл.) |
376 |
Базалит |
прочие изделия |
ООО «Инвестстрой» (Алтайский край) |
345 |
Минплита |
плиты |
ОАО «Архморторгпорт» (Архангельская обл.) |
300 |
АКСИ |
плиты |
Источник: на основе данных ОАО «РЖД»
Динамично растущий спрос на теплоизоляционные материалы, а также малая их плотность, которое обуславливает
высокую стоимость перевозок на значительные расстояния, стимулируют активное развитие отечественного производства
данной продукции.