В данной статье хотелось бы обозначить одну из проблем российского «цивилизованного рынка». Выражение взято в кавычки не случайно.
В России контрафактом, фальсификацией продукта, подделками любых материалов никого не удивишь, труднее найти по-настоящему качественный продукт. Фальсификат всегда дешевле, так как изготавливается из чего угодно и как угодно, маркетологи и изготовители ведут агрессивную деятельность по продвижению, не обременяя себя никакими моральными ограничениями, как говорится, «бизнес и ничего личного».
Такое стало возможно, потому что система власти и контроля в нашей стране не предусматривает структуру, которая бы занималась данной проблемой и которая была бы наделена соответствующими полномочиями. Более того, если бы такая структура вдруг сегодня появилась, она была бы номинальной, бесполезной. В России отсутствует законодательная база борьбы с фальсификатом, не определен порядок проверок, нет регламента выявления поддельной продукции, то есть нет технологии и порядка действия полномочий данного органа.
Почему это происходит? Потому что, очевидно, никому это не нужно, кроме потребителя и нормального порядочного производителя. Данное утверждение получило свое подтверждение на заседании в Торгово-промышленной палате РФ по проблемам пожарной безопасности в мае текущего года. Все производители продукции, предназначенной для пожарной безопасности и ликвидации последствий пожара, дружно приводят факты и статистику о том, что рынок захлестнула волна фальсификата, надо предпринимать конкретные меры для контроля и привлечения к ответственности продавцов и производителей данной продукции. В то время как представители правительства и МЧС в частности, участвовавшие в заседании, дружно утверждали, что это не их вопрос и у них нет полномочий решать данные проблемы.
Возникает вопрос: кто должен этим заниматься? Проблема глобальная, и ее надо решать! При пожарах люди гибнут десятками. Вспомним разбушевавшуюся огненную стихию в развлекательном центре «Хромая лошадь» в Перми, торговом центре «Адмирал» в Казани. Проблемы не решаются годами и даже десятками лет! Что это? Халатность или заинтересованность?
Вывод предлагаем делать самим читателям. Безнаказанность в данном глобальном вопросе порождает более организованные формы недобросовестной конкуренции, нежели действия отдельных производителей и продавцов. Появляются организованные сообщества по продвижению своих финансовых интересов отнюдь не в интересах потребителя.
Одной из таких организаций, носящих звучное имя, является «Ассоциация «Росизол», объединяющая в своем составе производителей теплоизоляционных материалов как с громкими брендами «ТехноНИКОЛЬ», «Кнауф Инсулейшн», «РОКВУЛ», так и других, менее известных и, очевидно, номинальных, так сказать, для массы. Один из пунктов кодекса поведения членов ассоциации гласит: «Члены «Росизола» публично не порочат, не жульничают или не клевещут в отношении персоналий или бизнеса других членов «Росизол». Содержание данного пункта наводит на мысль, что моральный облик членов данной ассоциации позволяет в отношении «не членов «Росизола» допускать публичное жульничество, пороченье и клевету.
Не имея возможности выпускать конкурентоспособный огнезащитный материал, они приняли на вооружение политику дискредитации материала, лучше которого по критерию «эффективность-цена» нет ни в России, ни в Европе, ни в Азии, ни в Америке.
Была предпринята попытка доказать, что материал базальтовый огнезащитный фольгированный (МБОР-Ф) является горючим. Данный материал состоит из слоя базальтового супертонкого волокна, покрытого фольгой, горючие элементы в малом количестве присутствуют только в клеевом составе, крепящим фольгу. В объеме всего материала их содержание составляет 0,32%.
Для целей дискредитации был закуплен якобы данный материал производства ОАО «Тизол», была предпринята попытка разодрать его на слои и испытать на горючесть вместо одного целых 150 слоев фольги с клеевым составом, сложенных в стопку. Обоснованием для данных действий послужила методика, описанная в ГОСТе 30244–94, которая предусматривает испытание каждого слоя неоднородных материалов и распространение наихудшего результата на весь материал. Но «горе-специалисты», которые готовили данную провокацию, оказались крайне некомпетентными, они даже не удосужились ознакомиться с проблемами, возникающими при испытаниях на негорючесть неоднородных материалов, а они состоят из нескольких аспектов:
1. Международная практика предусматривает определение негорючести неоднородных материалов в целом, а не отдельными фрагментами.
2. Российские специалисты уже давно ставят под сомнение методику, описанную в ГОСТе 30244.
3. В России с 1 октября 2014 г. вступил в силу актуализированный с международными требованиями ГОСТ Р ИСО 1182–2014 «Испытания строительных материалов и изделий на пожарную опасность. Метод испытания на не горючесть», методика данного ГОСТа как раз и отражает международную практику.
4. Существует приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии за №474 от 16 апреля 2014 года «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями на 20 марта 2015 года). ГОСТ 30244 в этом перечне представлен в 2 пунктах, которые определяют критерии горючести, а не методику подготовки образцов для испытаний.
Подтверждением данных аспектов стало Распоряжение Правительства РФ № 1092Р от 11.06.2015 г. об утверждении перечня стандартов, необходимых для применения и исполнения ФЗ–123, где ГОСТ 30244 представлен только в части, касающейся определения горючести строительных материалов. Несмотря на вышеперечисленное, «горе-специалисты» пытаются довести свое местечковое мнение как истину в последней инстанции до широких масс, совершенно не учитывая реалии сегодняшнего дня. Ассоциации, подобные «Росизолу», с сомнительными моральными ценностями, помогают «горе-специалистам» высказывать свое крайне некомпетентное мнение на федеральном уровне.
Реалии состоят в том, что специалисты предприятия «Тизол» своевременно отслеживают все аспекты, связанные с актуализацией нормативных документов на продвигаемую ими продукцию, и даже участвуют в нормотворческой деятельности. Что лаборатория предприятия оснащена соответствующими установками и испытания на негорючесть по международной практике, а с прошлого года и по методике ГОСТ Р ИСО 1182, проводятся с завидной регулярностью, однозначно подтверждая негорючесть всех базальтовых материалов, выпускаемых ОАО «Тизол».
А специалисты, которые применяют материалы марки «Тизол», просто знают, что система ЕТ ВЕНТ, компонентом которой является «МБОР–Ф», крайне надежна и проста в эксплуатации. Данная система регулярно проходит сертификационные огневые испытания, подтверждая свои огнезащитные свойства. С помощью этой системы защищены миллионы воздуховодов по всей России, а на некоторых объектах, где была применена данная система, произошли пожары, и результаты данных пожаров только подтвердили высокую эффективность огнезащитных систем под маркой «Тизол».
Основателям таких объединений, как «Росизол», надо просто внимательней изучать историю: все группировки, которые позволяли себе аморальное поведение относительно своих оппонентов, в конечном счете прекращали свое существование, потому что подобная манера поведения переходила во внутренние отношения между членами группировки. Порядочность – понятие абсолютное, нельзя быть относительно порядочным, для избранного круга лиц, а для других совесть прятать под подушкой. Вот и получается, что надо просто подождать, когда это маленькое собрание отдельных «менеджеров», которые не гнушаются использовать любые методы в борьбе с конкурентами, начнет на таких же принципах разговаривать между собой.
Вызывает большое сомнение, чтобы владельцы таких известных брендов, каким является, например, «РОКВУЛ», «Кнауф Инсулейшн», давали бы указание своим представителям по России заниматься таким неблаговидным делом. Очевидно, что это самодеятельность в рамках «Ассоциации «Росизол», так сказать, междусобойчик во всероссийском масштабе. Но имидж крупнейших брендов они портят, решая свои текущие проблемы на фоне сжимающихся рынков.
Евгений КУЗНЕЦОВ,
начальник управления стратегического развития ОАО «Тизол»,
г. Нижняя Тура, Свердловская область.
Заполните форму и наш специалист позвонит вам в ближайшее время и ответит на все вопросы.