ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2007 г. N 896-ПП
О КОНЦЕПЦИИ СНИЖЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА И ВИБРАЦИИ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ
(в ред. постановления Правительства Москвы
от 22.01.2008 N 49-ПП)
Во исполнение Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2006 г. N 219-ПП, в целях предотвращения роста негативного шумового воздействия на территорию и население города Москвы, сохранения и развития акустически благополучных территорий для проживания и отдыха населения города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию снижения уровней шума и вибрации в городе Москве (приложение 1).
2. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2006 г. N 219-ПП "О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 5 декабря 2006 г. N 942-ПП) согласно приложениям 2, 3, 4 к настоящему постановлению.
3. Определить Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в качестве государственного заказчика - координатора выполнения мероприятий Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 годы (далее - Программа), предусмотренных приложениями 3, 4 к настоящему постановлению.
4. Утвердить Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент транспорта и связи города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Москомархитектуру в качестве государственных заказчиков мероприятий Программы, финансируемых в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год.
5. Одобрить проект постановления Московской городской Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий увеличение размеров административных штрафов за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также установление административной ответственности за превышение допустимых уровней шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки (приложение 5).
6. Рекомендовать Мэру Москвы внести проект постановления Московской городской Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
7. Одобрить проект соглашения о взаимодействии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве при выявлении случаев сверхнормативного воздействия авиационного шума на территории города Москвы (приложение 6).
8. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы во II квартале 2008 г. представить на рассмотрение Правительства Москвы распорядительный документ, предусматривающий масштабное внедрение в практику работы городских служб при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог города Москвы шумопонижающих марок и технологий дорожного покрытия, в том числе деформационных швов автодорожных мостов.
9. Департаменту транспорта и связи города Москвы:
9.1. При разработке Целевой среднесрочной программы восстановления и модернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008-2010 годы предусмотреть мероприятия, направленные на снижение уровня шума.
9.2. При корректировке Программы развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта и схемы развития городского пассажирского транспорта до 2015 года предусмотреть мероприятия, направленные на уменьшение уровней вибрации и шума от метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта (движения поездов), с учетом оценки реальной эффективности данных мероприятий.
9.3. В I квартале 2008 г. представить первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс городского хозяйства Москвы, информацию о возможности применения метода покрытия колесных пар подвижного состава шумопонижающими смесями на трамвайном транспорте города Москвы на основе проработки вопроса с профильными институтами железнодорожного транспорта.
10. Департаменту транспорта и связи города Москвы, Москомархитектуре с участием Главного управления внутренних дел по городу Москве, префектур административных округов города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в рамках разработки Генерального плана комплексного развития транспортной системы города Москвы на период до 2015 года предусмотреть мероприятия по снижению уровня шума от транспортной системы города Москвы, в том числе создаваемой системы скоростного трамвая. В составе мероприятий предусмотреть возможность снижения уровня шума за счет мер по организации дорожного движения.
11. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс городского хозяйства Москвы, обеспечить:
11.1. В трехмесячный срок внесение корректировок в графики уборки мусора на придомовых территориях, предусматривающих ограничение работы мусороуборочной техники в ночное время в рабочие дни с 23.00 до 7.00, в выходные и праздничные дни с 22.00 до 10.00.
11.2. В I квартале 2008 г. подготовку предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты города Москвы, предусматривающие ужесточение ответственности за несоблюдение графиков вывоза мусора с придомовых территорий.
12. Объединению административно-технических инспекций города Москвы осуществлять контроль за работой подрядных мусоровывозящих организаций в части своевременного вывоза мусора с дворовых территорий, обеспечить применение административных мер по выявляемым фактам срывов графиков вывоза твердых бытовых отходов.
13. Москомархитектуре, Мосгосэкспертизе, Мосжилинспекции, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями при рассмотрении и согласовании проектов строительства и реконструкции объектов на территории города Москвы, а также при переоборудовании жилых помещений в нежилые требовать в составе проектных материалов расчеты шумового и вибрационного воздействий, а также шумо- и виброзащитные мероприятия, в том числе на период строительства.
14. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:
14.1. При рассмотрении проектов создания природного комплекса и особо охраняемых природных территорий города Москвы организовывать проведение оценки негативного шумового воздействия на места обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы.
14.2. До конца 2008 года определить участки особо охраняемых природных территорий города Москвы, для которых устанавливается экологическое требование по допустимому уровню шума 50 дБА по эквивалентному уровню звука.
15. ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" при разработке схемы развития Московского железнодорожного узла предусмотреть мероприятия, имеющие шумопонижающий эффект (установка шумозащитных экранов, замена существующих окон в прилегающей застройке на окна со звукоизоляцией, обеспечивающей снижение уровня шума до нормативных значений, и другие шумозащитные мероприятия), а также меры по снижению уровня вибрации.
16. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы и органами исполнительной власти, входящими в Комплекс социальной сферы города Москвы, до конца 2008 года разработать и утвердить порядок планирования и расходования средств на проведение шумозащитных мероприятий за счет средств городского бюджета города Москвы по статье "Капитальный ремонт жилищного фонда" для жилых домов, не требующих капитального ремонта, но находящихся в зоне сверхнормативного шумового воздействия.
17. Просить Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве с участием Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы до конца 2007 года представить предложения Мэру Москвы по совершенствованию процедуры контроля за соблюдением требований к внешнему шуму автомобилей, в том числе при прохождении государственного технического осмотра транспортных средств.
18. Москомархитектуре совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в I квартале 2008 г. подготовить и направить в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предложения о приведении нормативов допустимого уровня шума в соответствие с установленными санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" и ГОСТ 22283-88 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" с последующей разработкой санитарно-защитных зон аэропортов.
19. Признать утратившими силу пункт 5 раздела 9.2.4 и пункт 2 раздела 9.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 866-ПП "О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга".
20. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А., заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во II квартале 2008 г.
(п. 20 в ред. постановления Правительства Москвы от 22.01.2008 N 49-ПП)
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 16 октября 2007 г. N 896-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
СНИЖЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА И ВИБРАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
1. Актуальность разработки Концепции
Разработка Концепции снижения уровней шума и вибрации в Москве (далее - Концепция) предусмотрена Целевой среднесрочной экологической программой города Москвы на 2006-2008 годы.
Об актуальности проблемы снижения уровня шума в городе Москве свидетельствуют такие цифры, как нахождение 70% территории города Москвы в зоне шумового дискомфорта при наблюдаемой величине превышений допустимого уровня шума на отдельных территориях города и в квартирах жилых домов до 15-25 дБА. В структуре жалоб населения на негативные факторы окружающей среды 32% жалоб связано с повышенным шумом (по данным социологических опросов, шум попадает в "тройку" наиболее актуальных экологических проблем). Последствия массового воздействия повышенного шума проявляются в росте заболеваний слухового аппарата, нервной системы, нарушениях режима сна.
В связи с объективным развитием города, ростом объемов и темпов строительства, развитием транспортного комплекса будут появляться новые источники шума, шумовые характеристики существующих источников шума - возрастать. Это относится в первую очередь к основному источнику шума в городе Москве - шуму автотранспортных потоков. Так, согласно данным Генерального плана города Москвы существующая протяженность улично-дорожной сети в два раза ниже заложенной в планах развития города.
Это требует применения адекватных мер "компенсационного" характера и разработки специальных шумозащитных мероприятий в зонах наличия сверхнормативных показателей шума.
Несмотря на остроту проблемы, в городе принимаются не все возможные меры, позволяющие сдержать рост шумовой нагрузки и снизить сверхнормативный шум.
Практика обязательного выполнения шумозащитных мероприятий существует только во вновь проектируемых районах или для отдельных объектов строительства: меры по защите от шума должны быть предусмотрены проектными решениями, проходящими государственную экологическую экспертизу. С соблюдением необходимых шумозащитных мер создана трасса третьего транспортного кольца, др. Однако и для данных типов территорий сложившаяся практика несовершенна. Проектной документацией предусматриваются меры в объеме, исключающем дополнительный вклад вновь проектируемых объектов в уже существующий на территории сверхнормативный шум. Кроме того, дальнейший контроль за правильностью заложенных проектных решений и соответствием им реализованного проекта (в части шума) практически не осуществляется: в законодательстве отсутствуют специальные требования о подтверждении правильности проектных решений натурными замерами после ввода объекта в эксплуатацию и выхода его на полный режим работы.
В районах сложившейся застройки шумозащитные мероприятия практически не осуществляются (ни на территории, ни в квартирах жилых домов). Это связано как с высокой затратностью мероприятий, так и техническими трудностями применения строительно-акустических и градостроительных мер регулирования уровня шума в условиях плотной застройки.
На целом ряде территорий города уровень шума вообще не нормируется. К ним относятся территории, являющиеся сегодня наиболее акустически благополучными, - территории парков, особо охраняемые природные территории. Для сохранения акустически благополучных территорий необходимо установить требования к допустимому уровню шума на этих и других ненормируемых типах территорий.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон города Москвы от 12.07.2002 N 42 имеет название "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время суток в городе Москве".
Законом города Москвы "Об административной ответственности за нарушения тишины в ночное время" предусмотрена ответственность за действия, которые могут нарушить покой граждан в ночное время суток, в том числе за использование звуковой охранной сигнализации автомашин, производство ремонтных, строительных и строительно-погрузочных работ, использование пиротехнических средств и иные действия. Однако практика применения норм Закона незначительна, что объясняется сложной процедурой установления виновного. На федеральном уровне специального законодательства по вопросам регулирования уровня шума нет.
В этих условиях для сохранения акустически благополучных территорий города, недопущения ухудшения качества среды обитания по фактору шума, снижения сверхнормативного шума необходимы масштабное внедрение шумопонижающих технологий во всех сферах городского хозяйства и промышленности, разработка специальных мер по снижению уровня шума, ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с созданием сверхнормативного шума, при упрощении процедур привлечения к ответственности.
Разработка и выполнение шумозащитных мероприятий требуют научно-методического обоснования. В Москве последние комплексные исследования, связанные с проблемами шума, проводились в 90-х годах. Управлением Роспотребнадзора по городу Москве и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ведется регулярная работа по измерению существующих уровней шума на территории города Москвы, однако в основном только при рассмотрении жалоб жителей или для решения других локальных задач. Результаты измерений используются для выявления территорий с повышенными уровнями шума, для выявления источников, вызывающих сверхнормативное шумовое воздействие на жилые территории, и при разработке мер по их устранению на отдельных территориях.
Между тем в городе существует потребность в системно проводимых исследованиях уровней шума, которые послужат базой для методических разработок и практических решений, реализуемых на разных уровнях территориальной иерархии города.
В связи с отсутствием специальных исследований не существует точной оценки количества жителей (квартир жилых домов) и площади территорий, испытывающих сверхнормативное воздействие от различных источников шума (дифференцированное по величине воздействия).
Единственным способом получения таких оценок являются работы по картированию (составление карт изолиний разного уровня звука от совокупности источников). Результаты картирования уровня шума позволяют обосновать необходимость и приоритетность шумозащитных мероприятий, определять их эффективность, а также необходимы для информирования жителей об условиях проживания. Шумовые карты целесообразно регулярно обновлять с учетом выполняемых в городе шумозащитных мероприятий (так, например, в странах Евросоюза периодичность обновления карт транспортного шума, законодательно закрепленная директивными документами, должна составлять не реже одного раза в пять лет).
В Москве на сегодняшний день картирование уровня шума всей территории города не проводится. Исследования шумовой нагрузки проводились в Москве при решении локальных задач. Так, например, в рамках реализации Концепции развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2002 г. N 246-ПП, выполнена работа по определению зон шумового дискомфорта от аэропортов Московского авиаузла. В рамках реализации постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2001 г. N 410-ПП "О проекте градостроительного плана развития территории Центрального административного округа до 2020 года" выполнено картирование зон шумового воздействия автотранспорта и железнодорожного транспорта для территории Центрального административного округа города Москвы.
Решение проблемы шума не может быть осуществлено в краткосрочной перспективе. Внедрение шумопонижающих технологий в различные сферы городского хозяйства потребует переориентации смежных производств. Реализация шумозащитных мероприятий является высокозатратной, в связи с чем требуется разработка механизмов по привлечению средств инвесторов и проработка вопросов о возможности долевого финансирования шумозащитных мероприятий на территории города, в первую очередь с ОАО "МЖД" и аэропортами Московского авиаузла. Для решения проблемы шума требуется сосредоточить усилия различных органов власти города Москвы, а в ряде случаев решение проблемы возможно только при привлечении федеральных органов власти. Требуется внести изменения в законодательные акты, предусматривающие наделение органов субъектов Российской Федерации, в том числе органов государственного экологического контроля, полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований законодательства в части допустимого шумового воздействия.
Наряду с задачей снижения уровня шума актуальной для города Москвы является также задача снижения вибрационного воздействия от различных источников на городские территории.
Вопросы вибрации являются смежными с проблемой уровня шума, однако требуют самостоятельного регулирования. Это обусловлено тем, что вибрационное воздействие может быть вызвано иными источниками, нежели шумовое воздействие, а также тем, что пути распространения вибраций (следовательно, и методы борьбы с ними) отличаются от методов борьбы с шумом.
Источниками вибрации в жилых и общественных зданиях являются инженерное и санитарно-техническое оборудование, а также промышленные установки и транспорт (метрополитен мелкого заложения, тяжелые грузовые автомобили, железнодорожные поезда, трамваи), создающие при работе большие динамические нагрузки, которые вызывают распространение вибрации в грунте и строительных конструкциях зданий. Вибрации часто являются также причиной возникновения шума в помещениях зданий.
Для жилых и общественных зданий наиболее неблагоприятными внешними источниками вибраций являются рельсовые транспортные магистрали: метрополитен, трамвайные линии и железные дороги.
Требуется усиление экспертизы соответствующих разделов проектной документации на строительство и реконструкцию объектов в части проверки достаточности предусмотренных виброзащитных мероприятий и обеспечения соблюдения требований санитарных нормативов к допустимому вибрационному воздействию. Необходимо принятие административных решений, направленных на ужесточение порядка согласования проектной документации на объекты, расположенные вблизи линий метрополитена.
Требуется разработка комплексных подходов к планированию развития городских территорий с акцентом на решение проблемы шумового и вибрационного "загрязнения". В связи с этим необходимо борьбу с шумом и вибрациями в городе Москве определить в качестве одного из приоритетных направлений развития города.
Настоящая Концепция является базовым документом для разработки планов, программ и проектов обеспечения санитарно-гигиенического и экологического благополучия территорий города Москвы в части снижения уровней шума и вибрации.
2. Цели и задачи Концепции
Основными целями разработки настоящей Концепции являются:
- предотвращение ухудшения условий проживания и отдыха на территории города Москвы по показателю уровня шума;
- сохранение и развитие акустически благополучных территорий города;
- обеспечение условий для отдыха жителей города Москвы в ночное время;
- сохранение мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы, чувствительных к воздействию повышенных уровней шума и вибрации;
- обеспечение доступности для населения информации о проблемах шума, вибрации и мерах, принимаемых в целях их снижения.
Основными задачами, требующими решения для достижения поставленных целей, являются:
- совершенствование нормативной и правовой базы в области регулирования акустической среды, предусматривающее установление административной ответственности за превышение установленных нормативов по уровню шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также наделение полномочиями по составлению и рассмотрению дел за вышеуказанные правонарушения федеральных органов власти, в том числе экологической милиции, и органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль;
- утверждение закона города Москвы "О регулировании акустической среды в городе Москве";
- совершенствование экономических механизмов регулирования акустической среды города;
- разработка методики расчета ущерба от негативного шумового и вибрационного воздействий;
- развитие системы мониторинга шума и стратегического картирования зон зашумления территорий как основы для принятия эффективных планов действий по снижению уровня шума и разработка шумозащитных мероприятий для городских территорий, а также как источника информации для населения;
- установление требований к допустимому уровню шума на ненормируемых акустически благополучных территориях города;
- разработка программ, направленных на поэтапное снижение площади жилых территорий, подверженных сверхнормативному шумовому воздействию, при сокращении величины наблюдаемых превышений по шуму и вибрации;
- снижение шумового воздействия автотранспорта на территории сложившейся застройки города Москвы и на территории вновь проектируемых районов путем реализации строительно-акустических, архитектурно-планировочных, технических мероприятий (рациональное планирование зон и режима движения транспортных потоков, применение специального дорожного покрытия, установка шумозащитных экранов, посадки деревьев, применение технических методов шумоглушения в источниках);
- снижение шумового и вибрационного воздействий от железнодорожного транспорта;
- исключение сверхнормативного воздействия авиашума;
- исключение дополнительного вклада от промышленных предприятий и установок в наблюдаемый шумовой фон за границей санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
- благоустройство и озеленение территорий санитарно-защитных зон промышленных и хозяйственных объектов, влияющих на формирование уровней шума;
- исключение сверхнормативного шумового и вибрационного воздействий от производства строительных работ путем создания эффективной системы контроля за соблюдением строительными организациями установленных требований законодательства в части обеспечения необходимой шумо- и виброзащиты;
- организация зон акустического благополучия на особо охраняемых природных территориях города Москвы и введение экологических нормативов допустимого уровня шума на особо охраняемых природных территориях города Москвы, обеспечение соблюдения установленных нормативов;
- организация "горячих линий" и информационных Интернет-ресурсов для жителей по вопросам уровней шума и вибрации.
3. Приоритетные направления деятельности по снижению уровня
внешнего, внутреннего шума от различных источников
Основными источниками сверхнормативного шума на территории города являются автотранспортные потоки, железнодорожный транспорт и наземные линии метро, авиатранспорт, строительная техника, промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий, а также шумы бытового происхождения. Помимо снижения транспортного шума (автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта) разработка мер по снижению шума требуется также для объектов инфраструктуры транспортных предприятий (в том числе автовокзалы, сортировочные станции, др.).
3.1. Приоритетные направления деятельности по снижению
уровня шума от автотранспорта
Автотранспорт является основным источником шума на территории города Москвы как по площади создаваемого сверхнормативного воздействия, так и по величине создаваемых превышений допустимого уровня шума. Протяженность магистральной улично-дорожной сети города составляет 1310 км. В зависимости от интенсивности и структуры транспортных потоков на отдельных участках улично-дорожной сети шумовая характеристика движущегося транспорта составляет от 65 дБА (улицы районного значения с долей грузового транспорта менее 5%) до 89 дБА (общегородские магистрали с долей грузового транспорта 5-25%). Это обуславливает превышение санитарных нормативов по уровню шума на территориях, расположенных в непосредственной близости от автотрасс, на 20-25 дБА, а в квартирах жилых домов, обращенных в сторону автомагистралей, без специального шумозащитного остекления на 30-35 дБА (типичная ситуация для районов сложившейся застройки).
Максимально возможное снижение шума на прилегающей территории, которое может обеспечить экранирование шумозащитными конструкциями, составляет 16 дБА, и даже в случае его выполнения нормативный уровень шума реально недостижим. В данных условиях для предотвращения ухудшения ситуации на прилегающих к автотрассам территориях целью становится недопущение увеличения шумовых характеристик транспортных потоков. Приоритетным направлением становится внедрение шумопонижающих технологий и марок дорожного покрытия. Так, эффективность применения асфальтобетонных покрытий с характеристиками шероховатости, обеспечивающими минимальный шум, составляет порядка 3 дБА. Эффективность мер по поддержанию высокого качества дорожных покрытий составляет порядка 6 дБА. Применение данных мер не способно существенно снизить сверхнормативный шум, но способно компенсировать удвоение интенсивности транспортных потоков либо увеличение средней скорости движения в два раза. Во вновь проектируемых районах приоритетным направлением является обеспечение максимально возможного снижения шума за счет применения необходимых градостроительных мер снижения шума (возможное снижение до нормативных значений) или строительно-акустических (на 16 дБА).
В квартирах жилых домов может быть обеспечено соблюдение нормативов за счет шумозащитного остекления. Однако этот эффективный метод применим только для домов с хорошей системой внутренней вентиляции и наличием систем кондиционирования. В связи с этим приоритетным направлением является разработка и внедрение проектных решений, предусматривающих установку шумозащитных стеклопакетов в корреспонденции с обеспечением необходимой вентиляции/кондиционирования помещений.
В настоящее время замена оконных блоков на шумозащитные в жилых домах, испытывающих сверхнормативное шумовое воздействие от внешних источников, проводится при их реконструкции или капитальном ремонте. Однако значительная часть жилых домов, подверженных повышенному шумовому воздействию, не требует проведения капитального ремонта. В связи с этим стратегически важно разработать и утвердить порядок проведения шумозащитных мероприятий в жилых домах (в том числе не требующих капитального ремонта), испытывающих сверхнормативное шумовое воздействие, включая порядок формирования адресного перечня и источники финансирования работ с определением государственных заказчиков данных видов работ.
Для объектов нового строительства приоритетным направлением является разработка мер по усилению контроля за соблюдением требований законодательных и нормативных актов по шумозащите при проектировании, вплоть до отклонения проектов, не обеспечивающих требуемые показатели, и за соблюдением соответствия заложенных проектных решений реальной ситуации после ввода объектов в эксплуатацию.
Основными направлениями деятельности по снижению шумового воздействия от автотранспорта должны стать:
- разработка мероприятий, имеющих шумопонижающий эффект, при разработке городских программ и схем развития транспортных систем города, а также при разработке целевых городских программ, в которых затрагиваются вопросы, связанные с изменением шумового режима;
- разработка и реализация мероприятий по защите от сверхнормативного шумового воздействия государственных объектов социальной сферы города Москвы (лечебные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, диспансеры, др. лечебные заведения), учебных заведений (школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты, др.);
- внедрение применения шумопонижающего дорожного покрытия при проведении строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог в городе Москве;
- разработка системы ограничительных мер в части движения в ночное время по территории спальных районов города Москвы отдельных видов транспортных средств (например, мотоциклов и большегрузного транспорта);
- применение шумопонижающих технологий при реконструкции и строительстве трамвайных путей, а также при поэтапной замене трамваев (включая применение покрытия колесных пар трамваев шумопонижающими смесями, применение экранирующих фальшбортов, др.);
- обеспечение внедрения современных шумозащитных технологий в дорожно-мостовом строительстве;
- разработка мероприятий, имеющих шумопонижающий эффект, при подготовке раздела "Мероприятия по охране окружающей среды" в составе разрабатываемого Генерального плана комплексного развития транспортной системы города Москвы на период до 2015 года;
- внедрение системы контроля соблюдения требований к внешнему уровню шума автомобилей при прохождении государственного технического осмотра транспортных средств.
3.2. Приоритетные направления деятельности по снижению
уровня шума от железнодорожного транспорта и метрополитена
В Москве протяженность железнодорожных путей составляет 782,1 км.
Уровни шума железнодорожного транспорта зависят как от интенсивности и скорости движения составов, так и от характеристик поездов, состояния железнодорожных путей.
В России не существует технических норм, ограничивающих уровень шума, создаваемого поездом. Российские поезда в среднем на 7-10 дБА более шумные, чем европейские модели.
Шумовая характеристика железнодорожного транспорта при интенсивности движения 3-4 пары/час на расстоянии 25 м составляет 71-82 дБА в зависимости от состава потока (пассажирские или грузовые поезда).
В настоящее время почти на всем протяжении железнодорожных линий нарушена 100-метровая ширина санитарно-защитной зоны. Проезд железнодорожного состава обуславливает возрастание уровня шума в среднем на 10-20 дБА над фоновыми значениями шума на прилегающей жилой территории, что вызывает большое количество обращений жителей с жалобами на повышенный уровень шума. На параметры шумовой характеристики железнодорожного транспорта влияют наличие стыков рельсов (дополнительный вклад - 2-3 дБА), крутые повороты (дополнительный вклад - 3-8 дБА).
На территории, прилегающей к жилым домам, расположенным в непосредственной близости от открытой ветки легкого метро, проезд поезда метро вносит дополнительный вклад в наблюдаемые уровни шума 3-7 дБА в зависимости от удаления жилых домов.
В целях снижения шумового воздействия от движения поездов метро на прилегающую жилую территорию вдоль всей трассы установлены шумозащитные экраны, проведены работы по организации бесстыкового пути.
Наиболее эффективными мероприятиями по снижению уровня шума от железнодорожного транспорта на прилегающие территории являются строительно-акустические - установка шумозащитных экранов вдоль участков железных дорог, приближенных к жилым кварталам, а также шумозащитное остекление фасадов домов, испытывающих сверхнормативное шумовое воздействие от железнодорожного шума.
Помимо непосредственно железнодорожных путей источниками повышенного шумового воздействия являются такие объекты железнодорожной инфраструктуры, как вокзалы и сортировочные станции.
Сортировочные станции, как правило, занимают значительные по площади территории. При этом в связи с тем, что все работы производятся на открытых площадках, уровень шума от соударения вагонов при роспуске на накопительных путях, уровень шума пневматических замедлителей, а также скрежет в соединении колесо - рельс беспрепятственно распространяются на значительные расстояния, оказывая существенное шумовое воздействие на прилегающие жилые территории в радиусе до нескольких километров.
Работы на сортировочных железнодорожных станциях производятся также в ночное время, что влечет нарушение покоя жителей прилегающих жилых районов.
В рамках выполнения постановлений Правительства Москвы от 24 апреля 2001 г. N 410-ПП "О проекте градостроительного плана развития территории Центрального административного округа до 2020 года" и от 24 февраля 2004 г. N 99-ПП "О ходе реализации первоочередных мероприятий градостроительного плана развития территории Центрального административного округа города Москвы" выполнено картирование зон шумового дискомфорта от железнодорожного транспорта.
На основе созданных расчетных карт выделены зоны шумового дискомфорта от железных дорог на территории районов Замоскворецкого, Тверского, Хамовники, Басманного, Красносельского, Мещанского, Пресненского, Таганского.
Подготовлен адресный перечень жилых домов для реализации шумозащитных мероприятий на участках приближения жилой застройки к железным дорогам в Центральном административном округе города Москвы. Применение шумозащитного остекления с повышенной шумоизоляцией позволит снизить уровень шума в квартирах жилых домов, обращенных в сторону железных дорог, на 30 дБА, что полностью исключит сверхнормативный шум в квартирах жилых домов.
В настоящее время в Москве действует одна линия легкого метро в районе Южное Бутово протяженностью около 10 км. Данная линия построена в открытом варианте и проходит через застроенный жилой район.
По результатам измерений уровней шума на станциях легкого метро установлено, что при прибытии и отправлении поезда наблюдаемый уровень шума на платформе возрастает на 8-10 дБА, при этом максимальный уровень звука составляет 80 дБА.
На территории, прилегающей к жилым домам, расположенным в непосредственной близости от открытой ветки легкого метро, уровни шума, формируемые под воздействием шума автотранспорта, варьируются в пределах 52-63 дБА (превышения нормативов составляют не более 8 дБА по эквивалентному уровню звука). Проезд поезда вносит дополнительный вклад в наблюдаемые уровни шума 3-7 дБА в зависимости от удаления жилых домов.
На станциях метрополитена уровни шума могут превышать 90 дБА (показатель, который характеризуется как опасный для слуха при длительном воздействии).
Мероприятия по снижению уровня шума открытых линий метро аналогичны мерам, применяемым для снижения уровня шума от железнодорожного транспорта, - установка вдоль линий метро шумозащитных экранов, проведение шумозащитного остекления, организация шумозащитных посадок деревьев, шлифовка рельсов и организация бесстыковых путей.
На подземных станциях метро помимо организации бесстыковых участков и шлифовки рельсов возможно введение специального режима движения поездов (развод прибывающих поездов по времени), однако с учетом существующего объема пассажиропотока данная мера в настоящее время невозможна для реализации, так как существенно увеличивает интервал между поездами. Наиболее целесообразным для снижения уровня шума от метрополитена представляется поэтапная замена подвижного состава на более современные, имеющие меньшие показатели шумовых характеристик.
Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от железнодорожного транспорта и метрополитена должны стать:
- реализация разработанных шумозащитных мероприятий в Центральном административном округе города Москвы (остекление окон жилых домов);
- выполнение картирования зон сверхнормативного шумового воздействия железнодорожного транспорта, открытых линий метро;
- разработка адресного перечня жилых домов, требующих проведения мероприятий по защите от шума, вибрации и других факторов физического воздействия, вызванных движением железнодорожного транспорта и работой объектов метрополитена;
- оценка соответствия уровней шума, вибрации, электромагнитного излучения на станциях метрополитена и разработка поэтапной системы мер, нацеленных на обеспечение норм допустимого физического воздействия на пассажиров и работников метрополитена;
- разработка программы поэтапной реализации шумозащитных мероприятий от шумового воздействия железнодорожного транспорта на территориях города Москвы, в которой необходимо учесть долевое участие бюджетных затрат города и привлекаемых инвестиций - средств соответствующих подразделений ОАО "Российские железные дороги";
- разработка и поэтапное выполнение мероприятий по снижению шумового воздействия сортировочных железнодорожных станций (предпроектная проработка вопроса возможности и условий вывода сортировочных станций с территории города Москвы либо существенная реконструкция, которая позволит исключить сверхнормативное шумовое воздействие сортировочных железнодорожных станций на прилегающие жилые территории города Москвы). На этапе подготовки предпроектных предложений по реализации шумозащитных мероприятий от сортировочных станций необходимо ограничить работы, оказывающие шумовое воздействие в ночное время.
3.3. Приоритетные направления деятельности по снижению
уровня шума от авиатранспорта
В зоне сверхнормативного шумового воздействия авиашума находится порядка 10% площади городской территории (площадь городских территорий, подверженных периодическому воздействию сверхнормативного авиашума, составляет порядка 545,5 кв. км). Это 40 районов города Москвы, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном, Восточном и Зеленоградском административных округах города Москвы.
Превышение нормативов допустимого уровня шума, наблюдаемое при пролете авиасудов над жилой территорией, достигает 10-15 дБА. Зоны шумового дискомфорта рассчитаны на основании данных акустических паспортов аэропортов Шереметьево, Внуково, Домодедово, Остафьево с учетом условий неблагоприятной метеорологической ситуации, когда допускается пролет авиасудов над городской территорией, так как вопрос обеспечения безопасности полета становится приоритетным. Во всех остальных случаях территория города Москвы является запретной зоной для совершения полетов и установленные схемы маневрирования воздушных судов при выполнении операций взлета и посадки проходят вне территории города Москвы.
Однако в ряде случаев наблюдается сверхнормативное шумовое воздействие от авиатранспорта. В течение 2000 года на территории Зеленограда действовал пост контроля авиашума. В результате проведения регулярных измерений шума и информирования администрации аэропорта Шереметьево о выявленных фактах превышения допустимого уровня шума количество нарушений удалось сократить на 90%. С прекращением проведения постоянного мониторинга нарушения возобновились.
Выявить все случаи сверхнормативного воздействия авиационного шума возможно только путем создания системы мониторинга авиационного шума, состоящей из сети стационарных автоматических станций контроля.
В настоящее время за счет средств аэропортов Московского авиаузла ведется работа по созданию собственных систем контроля авиашума, которые нацелены в первую очередь на решение задач аэропортов (в том числе определение акустических параметров эксплуатируемых авиасудов на местности, обеспечение соблюдения нормативов допустимого шумового воздействия на территориях аэропорта).
В ряде стран Евросоюза существует практика создания двух параллельных систем контроля авиационного шума:
- аэропортовые станции контроля авиашума (устанавливаются на территориях, прилегающих к аэропортам, под установленными траекториями выхода из аэропорта и захода на посадку);
- городские станции контроля авиашума (устанавливаются на жилых территориях, находящихся на траектории "спрямления" установленной траектории полета, а также на территориях, откуда поступает большое количество жалоб жителей на шум авиатранспорта).
В рамках создания городской системы контроля авиашума Целевой среднесрочной экологической программой города Москвы на 2006-2008 годы предусмотрено создание трех автоматических станций мониторинга авиационного шума на территориях Зеленограда, Южное Бутово, Солнцево.
На сегодняшний день решены следующие задачи:
- разработан и согласован с Мосгосэкспертизой проект автоматической станции мониторинга авиационного шума, позволяющий в автоматическом режиме проводить измерения шума, выявлять факты сверхнормативного воздействия авиатранспорта;
- выбраны места размещения трех первых городских станций на территории Зеленограда, Южное Бутово и Солнцево.
Проектируемая система мониторинга авиашума обеспечит:
- получение фактических доказательств, необходимых в соответствии с требованиями КоАП РФ для возбуждения административных дел по фактам выявленных нарушений;
- создание информационной базы по уровням авиационного шума для принятия решений при рассмотрении проектов развития городских территорий, а также при работе с жалобами жителей.
Однако эффективность бюджетных затрат города на создание такой системы будет зависеть от мер, применяемых по выявленным фактам.
Органы власти субъектов Российской Федерации не имеют полномочий на принятие мер по фактам сверхнормативного воздействия авиационного шума, вызванных нарушением установленных маршрутов полетов.
Органами власти, уполномоченными рассматривать административные дела и применять санкции при выявлении нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и федеральных правил использования воздушного пространства, повлекших сверхнормативное шумовое воздействие, являются федеральные органы власти - Роспотребнадзор и Росаэронавигация соответственно. Однако практики рассмотрения административных дел по фактам сверхнормативного шумового воздействия авиатранспорта нет, что связано с отсутствием информационной основы для возбуждения административных дел, а также с необходимостью внутренней реорганизации порядка работ.
Необходимо разработать механизм взаимодействия органов власти города Москвы и федеральных органов при решении вопроса сверхнормативного воздействия авиашума, вызванного несогласованными пролетами авиасудов над жилыми территориями города Москвы, а также по вопросу приведения норм допустимого шумового воздействия в соответствие с установленными санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" и ГОСТ 22283-88 "Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения".
Взаимодействие необходимо также по вопросам разработки проектов санитарно-защитных зон для всех аэропортов Московского авиаузла при предварительном утверждении соответствующей методики.
Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от авиатранспорта должны стать:
- организация эффективной системы выявления случаев сверхнормативного шума от авиатранспорта на территории города путем создания сети автоматизированных станций контроля авиашума на территориях города Москвы, подверженных воздействию авиашума;
- реализация предусмотренных законодательством механизмов привлечения к административной ответственности в случае выявления сверхнормативного авиашума (разработка соглашений и регламентов взаимодействия Департамента транспорта и связи города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы с уполномоченными федеральными органами власти);
- разработка шумозащитных мероприятий в составе акустических паспортов аэропортов Московского авиаузла, обеспечивающих исключение сверхнормативного шумового воздействия на жилые территории;
- реализация мероприятий, направленных на снижение шума авиатранспорта на периферийных территориях города.
3.4. Приоритетные направления деятельности по снижению
уровня шума от строительных площадок
На территории всех административных округов города Москвы ведется активное строительство. Количество строительных площадок, где в соответствии с распоряжениями префектов в ночное время суток разрешено производство строительных работ, составляет порядка 20-25% от общего количества строительных площадок в городе.
Основной задачей в рамках работ по снижению шумового воздействия от строительных работ является обеспечение условий для отдыха жителей в ночное время. Ограничивать проведение строительных работ по фактору шумового воздействия в дневное время представляется нецелесообразным. Однако необходимо проработать механизм стимулирования использования менее шумной техники в строительном комплексе города Москвы. Также целесообразно предусмотреть меры по ограничению одновременной работы шумных видов строительной техники и механизмов в дневные часы.
Ведение строительных работ в ночное время суток разрешено постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" при условии исключения сверхнормативного шумового воздействия на прилегающую территорию.
Имеются случаи производства строительных работ в ночное время суток без согласования в установленном порядке с префектурой, ОАТИ, Управлением Роспотребнадзора по городу Москве и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В целях информирования жителей города Москвы о наличии разрешения у строительной организации на производство работ в ночное время внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" и в распоряжение Правительства Москвы от 30 июня 2004 г. N 1312-РП "О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений", предусматривающие размещение на информационных щитах строительных площадок города Москвы перечня условий, обязательных для соблюдения при ведении строительных работ в ночное время суток, а также информации о возможности жителей города Москвы обращаться с жалобами на несоблюдение указанных требований по допустимому шумовому воздействию в ночное время суток по телефонам "горячей линии" Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
С момента начала размещения информационных щитов с сообщением об обязательных условиях, которые должны соблюдаться при ведении строительных работ в ночное время, количество обращений жителей в адрес Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы с жалобами на шум возросло в 3 раза.
Начиная с 2006 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 866-ПП "О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга" Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ведется регулярная работа по мониторингу уровня шума на территориях города Москвы, прилегающих к строительным площадкам.
Наблюдаемые значения превышений санитарных нормативов на территориях, непосредственно прилегающих к строительным площадкам, на которых ведутся работы с нарушением установленных требований по шумозащите, в ночное время могут достигать 20-30 дБА, что вызывает справедливое недовольство жителей, которые по сути лишаются возможности отдыха на период строительства.
Информация о выявляемых превышениях нормативов допустимых уровней шума, обусловленных строительными работами, направляется в адрес префектур соответствующих административных округов города Москвы для отзыва разрешений на производство строительных работ в ночное время в установленном порядке, а также в ОАТИ для проведения проверок строительных организаций.
В результате выборочных рейдов Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и измерений уровней шума на территориях, прилегающих к строительным площадкам, на которых разрешено ведение строительных работ в ночные часы, установлено, что с нарушением условий производства строительных работ, повлекших превышения нормативов по шуму, в 2006 году работали 30% проверенных строительных объектов.
В результате проверок, проведенных ОАТИ в 2006 году, выдано 511 предписаний на приостановку работ в ночное время, в 447 случаях применялись штрафные санкции. За неоднократные нарушения ОАТИ было направлено 12 представлений в органы лицензирования на приостановку действия строительных лицензий.
Эффективность проведения регулярного контроля уровня шума в ночное время на территориях, прилегающих к строительным площадкам, подтверждает тот факт, что с момента начала данной работы количество обращений жителей в месяц на "горячую линию" Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сократилось в 3 раза. Сократилось количество случаев сверхнормативного шумового воздействия в ночное время на жилые территории, вызванного строительными работами (с 30 до 12% от общего числа проверяемых строительных площадок).
Однако наличие нарушений свидетельствует об актуальности проблемы сверхнормативного шума от строительных работ в ночное время. Одной из причин является то, что между фактом выявления превышений уровня шума от строительных работ в ночное время и отзывом разрешения префекта на ведение строительных работ в ночное время проходит значительный период времени, в течение которого продолжается шумовое воздействие на прилегающие жилые территории.
Кроме того, не предусмотрено основание, по которому строительной организации может быть отказано в получении разрешения на ведение строительных работ в ночное время. В связи с этим разрешение на производство работ в ночное время выдается, в том числе на производство работ на строительных площадках, расположенных на удалении 15-20 метров от фасадов соседних жилых домов. При таком близком соседстве строительных площадок любой вид работ будет вызывать сверхнормативное шумовое воздействие на прилегающие жилые дома.
Целесообразно внести поправки в законодательные акты, ограничивающие выдачу разрешений на ведение строительных работ по фактору удаленности объекта строительства от жилых домов (за исключением работ, связанных с ликвидацией аварий или чрезвычайных ситуаций). Расположение строительной площадки на удалении от жилых домов позволит обеспечить применение более широкого спектра шумозащитных мероприятий по сравнению с ситуацией, когда строительная площадка располагается вблизи жилых домов.
На сегодняшний день действующим законодательством не установлено ограничений на получение повторного разрешения на работы в ночное время в случаях, если такое разрешение уже отзывалось. Такая возможность снижает строгость соблюдения строительными организациями предписываемых условий ведения строительных работ в ночное время. Необходимо ужесточить ответственность за нарушения требований законодательства в части обеспечения выполнения мероприятий, нацеленных на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности на период строительства на территориях, прилегающих к строительным площадкам.
В целях снижения шумового воздействия строительных работ на жителей города Москвы и повышения эффективности существующего порядка регулирования проведения строительных работ в ночные часы на территории города Москвы необходимо внести следующие поправки в законодательные акты города Москвы:
- установить критерии, ограничивающие выдачу разрешений на производство строительных работ в ночное время суток в зависимости от близости строительной площадки к жилым домам, больницам, другим социально значимым объектам;
- усилить ответственность строительных организаций за нарушения требований законодательства и несоблюдение требований по обеспечению необходимой шумозащиты при ведении строительных работ в ночное время;
- упростить процедуру отзыва разрешений префектур на ведение строительных работ в ночное время по результатам мониторинга шума на территориях города Москвы, прилегающих к строительным площадкам;
- продолжить работу по проведению мониторинга шума в ночные часы на территориях, прилегающих к строительным площадкам;
- осуществлять поэтапную замену используемой строительной техники на более современные марки, имеющие меньшую шумовую характеристику;
- разработка изменений в законодательные и нормативные акты по наделению контролирующих органов власти полномочиями производить опечатывание строительной техники и механизмов, оказывающих сверхнормативное шумовое воздействие, непосредственно по факту выявленных нарушений для дальнейшего привлечения к административной ответственности владельцев данной техники.
3.5. Приоритетные направления деятельности по снижению
уровня шума от промышленных предприятий
Уровень шума промышленных объектов обусловлен, как правило, совместным шумовым воздействием нескольких источников, расположенных на территории промышленного объекта, - технологического оборудования, компрессорных станций, гидравлических установок, дробилок, вентиляционных установок, обслуживающего транспорта, др.
Одним из новых промышленных источников шумового воздействия являются газотурбинные электростанции и мобильные газотурбинные установки (ГТУ), используемые в качестве источников электро- и теплоснабжения в районах массовой жилой застройки, не обеспеченных подключением к централизованным энергетическим установкам. Первую газотурбинную установку планируется разместить на Рублевской подстанции. Учитывая, что работа ГТУ осуществляется на базе авиационных двигателей, можно однозначно сказать, что ГТУ будут оказывать шумовое воздействие на прилегающую застройку. В составе оборудования для ГТУ предусматривается использование системы глушителей на воздухозаборе и выхлопе технологического оборудования. Проектными расчетными данными декларируется отсутствие превышения допустимых значений от эксплуатации ГТУ, однако окончательные результаты шумового воздействия ГТУ могут быть получены только по результатам фактических замеров шумовых характеристик при выходе газотурбинных установок на проектную мощность работы и уровней шума на границах санитарно-защитных зон ГТУ.
При условии соблюдения предприятиями требований законодательства к организации санитарно-защитной зоны по фактору шумового воздействия сверхнормативный шум от промышленных предприятий на прилегающих жилых территориях не наблюдается.
Необходимы проведение инвентаризации промышленных предприятий, которые имеют источники шумового воздействия, и организация проведения инспекционных проверок таких предприятий в целях определения дополнительного вклада промышленного объекта в уровни шума, наблюдаемые на прилегающей территории, и выявления сверхнормативного шумового воздействия на жилые территории.
По результатам инвентаризации и проведенных измерений для каждого промышленного объекта, который оказывает повышенное шумовое воздействие на прилегающую жилую территорию, необходимо выполнить следующие мероприятия, нацеленные на снижение промышленного шума:
Методы шумозащиты |
Возможные шумозащитные мероприятия и технологии |
Архитектурно-планировочные |
1. Разработка границ санитарно-защитных зон по фактору |
Технические мероприятия |
|
Строительно-акустические |
Снижение шума на пути его распространения |
Административные |
Ужесточение системы штрафных санкций за несоблюдение |
Выбор и проведение комплекса наиболее эффективных шумозащитных мероприятий для каждого объекта позволят исключить дополнительное воздействие промышленного шума на прилегающую жилую территорию.
Необходимо продолжить работу по проведению исследований уровней шума на границе санитарно-защитной зоны предприятий при наличии жалоб жителей.
Требуется законодательно закрепить возможность и порядок опечатывания источников шума (машин, механизмов, техники и др.), оказывающих сверхнормативное воздействие, полномочными представителями контролирующих органов власти и порядок привлечения к ответственности собственников таких источников.
Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от промышленных предприятий должны стать:
- инвентаризация промышленных предприятий, имеющих источники шумового воздействия;
- ведение реестра промышленных предприятий, имеющих источники шумового воздействия на прилегающую жилую территорию;
- контроль уровня шума на границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
- реализация шумозащитных мероприятий за счет внедрения лучших шумопонижающих технологий (за счет средств предприятий);
- разработка мероприятий, позволяющих сократить площадь территории города, занятую санитарно-защитными зонами предприятий, за счет корректировки размеров санитарно-защитных зон в сторону уменьшения в соответствии с требованиями законодательства;
- ужесточение санкций за несоблюдение требований к организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий по фактору шума;
- утверждение требований об обязательности проведения экспертизы по шуму при размещении объектов в жилых и общественных зданиях, во встроенно-пристроенных помещениях и при размещении наружного оборудования систем вентиляции и кондиционирования зданий;
- стимулирование использования менее шумных типов промышленных установок и техники;
- разработка изменений в законодательные и нормативные акты по наделению контролирующих органов власти полномочиями производить опечатывание механизмов и установок, оказывающих сверхнормативное шумовое воздействие, непосредственно по факту выявленных нарушений для дальнейшего привлечения к административной ответственности владельцев данных механизмов.
3.6. Приоритетные направления деятельности по защите
от внутреннего шума инженерного оборудования зданий
Одним из факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье населения, является шум внутренних источников, расположенных в жилых и общественных зданиях. Поступающие жалобы жителей на внутренний шум и недостаточную звукоизоляцию свидетельствуют об актуальности данной проблемы для города. В структуре жалоб наиболее беспокоящими жителей источниками внутреннего шума являются: инженерное оборудование зданий - 40%, встроенные объекты - 30%.
Основными источниками внутреннего шума в зданиях являются лифты, вентиляционное и отопительное оборудование, электрощитовые, системы подкачки воды, а также ударные шумы бытового происхождения (шум соседей).
Строительными правилами закреплены требования к звукоизоляции перекрытий зданий, санитарными нормами установлены требования к допустимым уровням шума в помещениях. Однако на сегодняшний день оценка допустимости воздействия внутреннего шума и вибрации жилых и общественных зданий практически не проводится в связи с отсутствием утвержденных соответствующих методик (разграничение воздействий внутренних и внешних источников).
Поступают жалобы жителей на наличие в квартирах шумового дискомфорта, создаваемого работой трансформаторных подстанций, расположенных на первых этажах жилой застройки.
Необходимо выполнить инвентаризацию источников внутреннего шума зданий, а также проанализировать возможные для реализации первоочередные меры по обеспечению соблюдения строительных норм по шумоизоляции внутренних конструкций жилых и общественных помещений, направленных на обеспечение нормативов допустимого шумового воздействия при работе данного оборудования, с разработкой распорядительного документа по данному вопросу.
Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от инженерного оборудования зданий должны стать:
- разработка методики проведения измерений и оценки шумового воздействия (включая инфра- и ультразвук) от внутреннего оборудования зданий;
- усиление экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию жилых и общественных зданий в части оценки соблюдения санитарных норм по уровню шума от работы инженерного оборудования, а также эффективности звукоизоляции ограждающих конструкций, стен, перекрытий;
- поэтапная замена инженерного оборудования существующих зданий на современное менее шумное;
- осуществление регулярного технического контроля за состоянием инженерного оборудования зданий.